Что за странное чудо содеяли? 05.01.2018 11:55:00

Что за странное чудо содеяли?

Похоже алексинский художественно-краеведческий музей навсегда побратался с государственным институтом кинематографии имени Сергея Герасимова. Вслед за имевшей большой успех у наших земляков выставкой декана худфака Валерия Архипова накануне новогодья развернута персональная экспозиция его коллеги, преподавателя ВГИКа Игоря Тихонова.

Что сказать о работах этого, несомненно, талантливого художника, выпускника сразу двух столичных учебных заведений – художественной школы имени Томского и ВГИКа? Да, неординарен, парадоксален, разнообразен, внезапен… Можно еще несколько эпитетов употребить, чтобы охарактеризовать его непростое, загадочное, фантастическое творчество. Ведь почти все работы мастера демонстрируют завораживающую изощренность художественного мастерства, гротеск, призрачную фантастичность, нечто нереальное, причудливое.

Одни названия чего стоят! «Покатигорошек», «Китоврас», «Фиолетовый скит», «Кикиморы», «Единорог», «Гуменник», «Кот-Баюн», «Банник» и другие. 36 картин – крутой вираж, сплошной блеск, интеллигентный драйв.

Мне представляется, что главной чертой экспозиции является тонкая колористика, картины оставляют ощущение зрелой уверенности художника в своих силах. И еще – верность заданному вектору. Писать – так изысканно, фантастично, ярко, впечатляюще. Да, Игорь Всеволодович в реале большой фантазер в интерпретации сказок, преданий, небывальщины. Тут ему надо отдать должное.

Замысловатые, исполненные мечтаний, затейлевые по композиции, игре света, полотна прописаны сочными красками, без сусального поэтизирования. Вот как комментирует настоящий ретроспективный творческий парад работ Игоря Тихонова заведующая отделом современности музея, куратор экспозиции Наталья Толкачева:

- Главной темой почти всех произведений художника является тема трагической, противоречивой судьбы России, где героизм и сила духа переплетаются с болью и состраданием. Погружаясь в творчество Тихонова, зритель не просто становится участником, свидетелем изображенного на холсте того или иного явления, но, обращаясь к своим чувствам, вместе с автором мучается и страдает, пытаясь ответить на вечный вопрос - «Что есть истина?». Тайный смысл заключается в том, что художник идет дальше самого сюжета, почти к философскому осознанию бытия. Вот это единство конкретного, яркого художественного образа и его осмысления и есть главное достоинство произведений художника.

Наталья Алексеевна, изучавшая в связи с подготовкой выставки творческую биографию Тихонова, подчеркивает, что работает он в области станковой живописи и графики. Любимые жанры – портрет, пейзаж, историческая картина, графика. Работам присуща ярко выраженная индивидуальность, философичность, любовь к человеку и природе. И это правда, с такими утверждениями трудно не согласиться.

Заполнившие музейное пространство работы гостя из столицы чем-то напоминают стилистику Ильи Глазунова, тоже выставлявшегося в Алексине чуть более двух десятилетий тому назад. У обоих, что называется, налицо тонкость, трепетность, страстность, наличие личностных, субъективных ощущений. Оба фантасмагоричны, их творчество не укладывается в каллиграфически образцовый портрет.

Я долго стоял у картины «Весна священная. Всходы». Согбенная старушка с посохом, поношенный платок на голове, мозолистые руки, скромное одеяние. У ног – котенок, видимо, верный друг, украшающий одинокое прозябание в забытой богом древней деревушке… Старушка уверенно стоит не земле, уже отогретой палящим майским солнцем. Всходов-то как таковых еще нет, мы лишь угадываем, предощущаем их появление. А атмосфера наступающего тепла, ростков будущности уже передана – предельно краткими мазками. Вот она, реальная жизнь российской глубинки, и сердце почему-то согревается от умиления старушкой-матерью, прожившей нелегкую, со страданиями и радостями, жизнь.

Фантастически обаятелен, сказочен «Кот-Баюн». Персонаж русских волшебных сказок – краснобай, говорун, рассказчик. На картине огромный кот, обладающий волшебным голосом, строгий и гордый – перед темным еловым лесом. Он обитает за тридевять земель, но тот, кто сможет добыть его, найдет спасение от всех болезней и недугов.

«Фиолетовый скит», «Синий скит», «Оранжевый скит» - названия картин. Преобладают эти цвета в изображении православных монастырей – точнее небольших общежитий из нескольких келий, устраивающихся в небольшом отдалении от монастыря. Монохромные работы Игоря Всеволодовича впечатляют своей оригинальностью. Мы всматриваемся в холсты, как дети смотрят через фиолетовое, синее, оранжевое стеклышко. Плоды такого приема – целостность изображения. И стоящая у леса церквушка с колоколенкой, и одинокая фигурка прихожанина на ее фоне – все предстает в завороженном, цветном облике.

Тема маленького города, похожего на Алексин, ярко раскрыта в полотне «К первому причастию» - мы видим бабушку, ведущую внучку за руку по переулку русского городка во храм. Есть немало других картин, где узнаваемы, видны черты нашего любимого города. Смотришь их – и душа словно отдыхает.

Одним словом, в эти невероятно длинные новогодние каникулы предлагаю своим землякам пойти в музей. В числе других экспозиций, развернутых в разных его залах, и эта, о которой рассказываю. Посмотрите работы Игоря Тихонова - и не сможете не воскликнуть: «Что за странное чудо вы содеяли?».

Я же пойду на выставку талантливого нашего земляка, фотохудожника Игоря Мошкина. На его снимках наш родной и любимый Алексин представлен во всем великолепии. Рассказ о мастере – в будущих номерах «Алексинских вестей».

Анатолий ШЕСТАК


Возврат к списку

Написать в редакцию