• ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Поиск

Поиск

Керамическое вдохновение Ольги Гункиной

Керамическое вдохновение Ольги Гункиной
Фото из личного архива Ольги Гункиной

Еще несколько лет назад Ольга Гункина не могла даже представить, что ее изделия из керамики будут представлены в Центре семейной истории – филиале музея-заповедника В.Д. Поленова. Причем – сразу из первой дебютной коллекции уроженки Алексина.

В поисках культурного кода

Не так давно подающему большие надежды мастеру гончарного дела посчастливилось пройти бесплатный обучающий курс народного мастера РФ Елены Палевской «Русская керамика», проводившийся при поддержке президентского Фонда культурных инициатив. Помимо Ольги годовой курс прошли несколько десятков жителей региона. Большинство из них изначально не имело профессионального художественного образования и какого-либо опыта работы с глиной. Однако представленные на выставке выпускные работы учеников Елены Михайловны привели в полный восторг и опытных гончаров, и критиков-искусствоведов.

По словам Ольги, в рамках обучающего курса перед будущими керамистами была поставлена задача: каждое изготовленное изделие должны было нести в себе культурный код российского народа.

- Когда люди говорят о России, о чем-то русском, на ум приходит множество ассоциаций. Это и матрешка, и балет, и московское метро, и русский рок, и достижения в сфере науки, и знаменитый советский индустриальный стиль, и стихи Пушкина, Маяковского, персонажи «Союзмультфильма»… Наш культурный код – все, что может дать понять любому человеку, в том числе и иностранцу, что перед ним – изделие из России. Сегодня нам всем очень важно возвращаться к своим корням, помнить о своей самоидентификации, не забывать кто мы, - считает Ольга.

Свои выпускные работы она сделала как раз в свойственной народам России самобытности и контрастности. Первая коллекция из керамических тарелок была выполнена в строгой стилистике, темных оттенках и посвящена русскому року. Другая коллекция изделий получилась более веселой, со смешными авторскими высказываниями с использованием уже позабытых слов из старославянского языка.

Коллекции настолько понравились тулякам, что Ольгу Гункину не только завалили предложениями о приобретении изделий, но и пригласили в качестве почетного гостя в утренний эфир областного телеканала.

- Сохранение народных традиций для меня очень важная тема. Это касается не только искусства, но и русского языка. Современные россияне сейчас используют очень много англицизмов в речи. Хотя, на мой взгляд, если уж и заимствовать что-то, то лучше у себя же. В старославянском языке, к примеру, есть множество вышедших из обихода, но невероятно емких слов. К примеру, вместо «краш» вполне можно употреблять слово «зазноба». Вместо «крейзи» - «бесноватая». И так далее, - поясняет мастерица.

По словам Ольги, вместе с ней искусство керамики постигли еще несколько алексинцев. Все они продолжают начатое дело, активно привозя свои изделия на обжиг в  Центр традиционной тульской керамики.

- В настоящее время в регионе формируется профессиональное сообщество керамистов. Оно направлено на возрождение забытых ремесленнических традиций. Не секрет, что помимо оружия, пряников и самоваров, Тула всегда славилась своими керамическими изделиями. Одни из первых изразцов (керамические плитки с рельефом и узорами, используемые для облицовки каминов, печей, стен) начали массово производиться именно в Туле по указу Петра Первого. Тульское керамическое производство славилось по всей стране, - уточняет собеседница.

Не боги горшки обжигают!

Гончарное дело – занятие не такое простое, как может показаться на первый взгляд. Глина – сложный для работы материал, а глазури, используемые для покрытия изделий, требуют глубоких знаний и навыков.

Сам процесс создания одной поделки занимает почти две недели. Сначала из сырого куска керамической глины на гончарном круге (либо иным способом) создается форма будущего артефакта. Дальше изделие несколько дней должно хорошо просохнуть. После этого его подвергают первому обжигу в муфельной печи с температурой до 1200 градусов. В домашних условиях такое сделать не получится, придется обращаться в специализированные центры, где есть профессиональное и достаточно дорогостоящее оборудование. В Туле такое место – Центр традиционной тульской керамики.

И на этом процесс изготовления не заканчивается. Сам обжиг вместе с остыванием занимает несколько дней, после чего изделие покрывают специальной глазурью и снова отправляют на очередной обжиг в печь.

Исторически сложилось, что к гончарному делу на Руси привлекали детей от 12 лет, т.к. сам процесс производства требует достаточно сильные руки и координацию. Впрочем, и совсем маленькие детки также могут приобщиться к древнему ремеслу. Для этого существуют специальные техники.

- Керамика – хобби недешевое, - отмечает Ольга Гункина. – Глина стоит как сдобный хлеб. Глазури – как хороший твердый сыр. Стоимость курсов по гончарному делу начинается от нескольких десятков тысяч рублей. И это – не считая личного времени, которое нужно затратить на создание одного изделия!

По словам Ольги, у желающего освоить гончарное дело есть два пути. Самый лучший и быстрый – это посетить мастер-класс или пройти обучение у профессионалов. Более долгий путь, сопровождаемый огромным количеством проб и ошибок – самостоятельный. Можно просто купить глину и освоить азы работы с ней при помощи бесплатных видеоуроков в интернете.

При этом наличие художественного таланта тут явно не критично. Более важными в гончарном деле являются такие черты характера, как усидчивость, аккуратность и желание достичь результата.

Рукотворная радость

Тяга к творчеству у Ольги с детства. Еще когда она училась в школе № 9, учителя отчитывали ее за рисунки на полях тетрадей. Хотя хорошо рисовать она, по своему личному мнению, так и не научилась. Зато освоила сразу две специальности – экономиста и переводчика в сфере профкоммуникаций. Однако поработав в этом направлении несколько лет, окончательно поняла, что творчество ей ближе.

Сегодня Ольга – уважаемый веб-дизайнер в одной из IT-компаний Тулы. Ее супруг, кстати, тоже «айтишник». И хотя сам больше предпочитает в свободное время что-то выпилить из дерева, увлечение супруги керамикой полностью поддерживает. Перенимают азы ремесла и двое их маленьких детей.

В семье у Ольги немало талантов. В свое время бабушка увлекалась художественной вышивкой. А лет 20 назад на творческую стезю встал и ее отец Игорь Савельев. Инженер по образованию, алексинец уже зарекомендовал себя в родном городе как талантливый художник по металлу.

- В детстве занималась бисероплетением, танцами, но лепкой никогда не приходилось. В студенческие годы начала увлекаться рукоделием, делала из полимерной глины украшения, сувениры и подарки. Заняться керамикой меня подтолкнул мастер-класс у Елены Палевской, сертификат на который мне подарил муж. После этого обзавелась гончарным кругом, завалила весь дом упаковками с глиной. Для меня керамика – это самореализация. В голове всегда очень много идей, гораздо больше, чем уже созданных изделий. Они просятся быть сделанными! Это раскрытие меня как личности. А еще это полезно для здоровья! Занятия с глиной разрабатывают мелкую моторику, гибкость пальцев дает гибкость ума – доказанный научный факт! – напоминает Ольга.

 Природа и люди – два источника ее вдохновения. Рассматривая многочисленные работы героини нашей публикации, можно уверенно сказать, что ей нравится делать миниатюры, находя схожесть в разных предметах. Вот кружка, похожая на дракона или гуся. А вот чайник, по форме напоминающий мухомор…

- Конечно, может показаться, что труд скульптора, художника, керамиста, любого ремесленника не настолько важный, как у врача или спасателя. Но я совершенно точно знаю, что те изделия, которые я делаю, дарю, продаю, они дарят людям позитив, улыбки. Сделаю я за год тысячу изделий – принесу людям тысячу улыбок. Много это или мало? В любом случае, это больше, чем ноль! Вот так и творю добро небольшими шажочками! – улыбается Ольга.

Дмитрий Покровский

5_2 _kofeu _otpusk