• ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Поиск

Поиск

Возвращение к славянским корням

Возвращение к славянским корням
Фото: ИА "Регион 71"

Источником силы многонациональной России всегда было и остается бережное отношение к истории и культуре каждого из проживающих здесь народов. В том числе и славянских, к которым относятся и русские.

Кукла Маша, кукла Даша...

Последние 15 лет жительница Алексина Людмила Похилько занимается возрождением некогда позабытого славянского ремесла – изготовлением традиционных кукол-оберегов. Это увлечение, по словам самой Людмилы Петровны, вошло в ее жизни случайно. Толчком к изучению народных традиций стало посещение со старшей внучкой музея в Ясной поляне, где им посчастливилось оказаться на мастер-классе по изготовлению кукол.

- Там я и сделала свою первую куклу, - рассказывает она. – Раньше никогда не занималась ничем подобным. А тут очень заинтересовалась. Стали с внучкой посещать другие похожие мастер-классы, больше погружаться в изучение литературы, смотрели видео в интернете… Сейчас внучка уже выросла, студентка в престижном вузе, ей не до кукол. Стала старше, как звучит в известной песне «Иванушек». А вот меня настолько затянула тема славянских кукол, что до сих пор их делаю, постоянно открываю в этой теме для себя что-то новое.

Такой неподдельный интерес к куклам у нашей собеседницы, прежде всего, связан с профессией. Людмила Похилько до переезда в Алексин в 2014 году много лет проработала воспитателем в детском саду Мурманской области. Потребность глубже изучить тему влияния кукол на воспитание детей в древней Руси привели Людмилу Петровну к осознанию важности возрождения восточно-славянских традиций, сохранения национальной идентичности русских, белорусов и украинцев.

А еще создание кукол – возможность отдохнуть, переключиться с повседневных бытовых забот. За пятнадцать лет коллекцию Людмилы Похилько пополнил не один десяток рукодельных работ. Причем, не просто самых разных видов, но и задач.

Игрушки со смыслом

Изначально на Руси куклы были не столько атрибутом детских забав, сколько символами явлений природы и высших сил. Существует множество разновидностей славянских кукол, но за каждой из них кроется глубокий смысл. Многие несли в себе функцию оберега – защиты от бед.

На нашу встречу Людмила Петровна принесла лишь небольшую часть своих поделок. Вот кукла-мотанка «Подорожница», которая, по мнению древних славян, защищала путника в дальней дороге. А вот «Веснянка» или, как ее еще называли, «Весенница». Ее делали для родных в качестве оберега. Куклу изготавливали в канун весеннего равноденствия, мысленно закладывая в нее пожелания здоровья, роста, силы. Еще есть «Желанница», куклы-стрегушки...

По словам Людмилы Похилько, каждую славянскую куклу можно рассматривать как особый образ мышления людей, живших в гармонии с природой и космическими ритмами. С куклами общались, символично наделяя их образами высших сил, упрашивали стихии природы дать хороший урожай, уберечь от катаклизмов. Для создания кукол использовалась не только ткань, но и различные природные материалы. В большинстве случаев, мастерицы не использовали подручных инструментов.

- Есть особая группа кукол, они называются календарными, потому что соответствуют циклам древнеславянского календаря. Он, как известно, начинался в день весеннего равноденствия. К этом событию делали весенницу, а также тряпичных жаворонков, которых детвора подвешивала на прутья и бегала с ними по двору, зазывая весну. Делали и куклу «Коня-огня», связанного с главным солнечным божеством в славянском пантеоне–Дажьбогом. Это тоже был символ весны, оберег на победу, силу и процветание мужчин. Делали такие куклы для мальчиков, чтобы те становились настоящими мужчинами. Также есть куклы, посвященные лету, осени и зиме, - рассказывает Людмила Похилько.

Созданием кукол на Руси занимались женщины. Для этого требовался определенный эмоциональный настрой на работу, разговаривать во время процесса было нельзя. По этой же причине не использовались иглы и ножницы: считалось, что это может разорвать нить мысли, вкладываемой в будущий оберег. К тонкостям этого дела со временем приобщались и сами дети – как правило, девочки. Сами же куклы могли быть как женского, так и мужского пола, как, например, «Спиридон Солнцеворот». Ее делают ко дню зимнего солнцестояния. А есть еще кукла «День и ночь», символизирующая цикличность в сутках, временах года и т.д. Особое расположение кукол в символическом славянском календаре говорит о том, что уже в древние времена наши предки, как бы странным это не прозвучало, имели весьма глубокие познания не только в природных, но и в астрономических явлениях.

- Самыми первыми куклами, которые мы с внучкой сделали, были куватки, - продолжает рассказ Людмила Петровна. – Есть даже разновидность – тульская куватка. Такие куколки вешались над кроваткой ребенка, чтобы защитить новорожденного от влияния злых духов. А когда малыш подрастал, куватка становилась его первой игрушкой. Кстати, на Руси существовали правило, что просто так изношенные куклы выбрасывать нельзя. Их распускали по ниточкам, а потом сжигали.

Были у наших предков и куклы-одноневки, и обереги на разные случаи жизни, которые стояли в избах на видных местах годами. Одна из самых известных – это домашняя Масленица. Ее помещали перед входом в дом или в красном углу избы – на счастье.

Отдельного внимания заслуживает кукла «Северная берегиня».

- Когда про нее узнаешь, то удивляешься умственному развитию наших древних предков. При изготовлении использовались лоскутки с одежды каждого члена семьи. В центре куклы – кусочек одежды самого старшего. Это опора рода. Далее добавлялись части ношеной одежды других домочадцев – в соответствии с их возрастом. Каждый лоскут был пропитан энергией конкретного человека. В середину помещали часть одежды ребенка. Получалась своеобразная трещетка из лоскутков. Такая кукла не просто отпугивала злых духов, но и напоминала о единстве, сплоченности семьи, защите рода.

Не утраченное наследие

Много национальных славянских традиций, обычаев, праздников продолжают существовать и по сей день, гармонично интегрировавшись в христианскую православную культуру.

- Сегодня в школах, когда проходят на уроках истории, скажем, древнюю Грецию, дети изучают мифологию, прекрасно знают, кто такой Зевс, Прометей, Афродита. То же и с культурами других стран. Но собственную русскую мифологию, где есть Перун, Мокошь, Хорс и другие – они не знают. Почему же мы не изучаем собственные национальные традиции? Это же часть нашего культурного кода, история, корни, наследие наших предков! – справедливо недоумевает Людмила Похилько.

Часть своих навыков и знаний она передает молодому и старшему поколению алексинцев. Как-то раз судьба привела ее в городской филиал №2 Алексинской централизованной библиотечной системы им. кн. Г.Е. Львова. Здесь, узнав о ее необычном увлечении, Людмиле Петровне предложили подготовить выставку своих поделок. А еще она с завидной регулярностью делится своими знаниями и мастерством со школьниками, а также посетителями библиотечного клуба «ВО! Круг книг».

- Несмотря на то, что я увлекаюсь славянскими игровыми и обрядовыми куклами уже 15 лет, еще очень многого не знаю. Приходится черпать знания как в библиотеке, так и в интернете. Когда начинаешь изучать историю своего народа, страны, начинаешь по-другому смотреть на мир и происходящее в нем. История хранит в себе очень много загадок. А это – повод отправиться на поиски ответов. Вообще, я оптимист по жизни. Просыпаюсь утром, смотрю в окно и вижу не лужи под ногами, а божественную влагу дождя. Хотя кто-то видит в этом грязь и сырость. Нужно радоваться каждому дню! И, конечно же, не забывать о своей истории и своих корнях, - говорит Людмила Петровна.

Дмитрий Покровский