• ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Поиск

Поиск

В алексинском художественно-краеведческом музее открылась выставка работ Эммануила Бернштейна

В алексинском художественно-краеведческом музее открылась выставка работ Эммануила Бернштейна
Фото: АХКМ

На выставке представлены 74 работы Заслуженного художника Российской Федерации, советского архитектора, художника-графика с мировым именем Эммануила Бенционовича Бернштейна. Выставка приурочена к юбилею художника: 30 мая ему исполняется 110 лет.

Архитектурные пейзажи Э.Б. Бернштейна уникальное явление в советском и российском искусстве. Ученый, архитектор, художник, создавший за 60 лет подвижнической работы более десяти тысяч произведений. Работы мастера, представленные на выставке - это дань памяти замечательному художнику и человеку. На выставке работы из собрания нашего музея, а также из частных коллекций коллекционеров из Москвы и Обнинска.

С графикой Бернштейна алексинцев познакомила Татьяна Ивановна Моргунова /1947-2015/ – большой друг алексинского музея, искусствовед, художник-архитектор, коллекционер, передавшая музею 10 работ Бернштейна. Она полностью посвятила себя искусству. В 2004 году в Алексинском музее открылась новая уникальная экспозиция. Впервые жители русской провинции смогли увидеть работы художника-графика с мировым именем — Эммануила Бернштейна. Шедевры Бернштейна объехали весь мир, впервые их экспонируют в русской провинции.

Бернштейна искусствоведы называют «портретистом» древнерусского зодчества». Его уверенная и широкая живописная манера чужда «мелкого письма» деталей и подробностей. По работам нельзя изучать историю архитектуры в частности, но в них превосходно схвачен общий художественный эффект памятника, его связь с природой окружающей, его настроение. Художнику удается уловить дух изображаемого здания.

Эммануил Бенционович Бернштейн родился 30 мая 1914 года в Нижнем Новгороде. Биографических сведений о нем очень мало. С 1932 г. по 1937 г. он учился в Московском Архитектурном Институте у И.В. Рыльского. С 1939 года - член Союза художников СССР и начал участвовать в выставках - экспонировался на многих всесоюзных, республиканских, зарубежных выставках.

В начале Великой Отечественной войны стал курсантом миномётной роты пехотного училища, откуда вскоре был отозван президентом Академии архитектуры для работы по специальности. По заказу Академии художеств выполнял натурные зарисовки сохранившихся и разрушенных памятников зодчества в освобождённых городах.

Член Союза архитекторов СССР. Занимался проектированием, с 1947 года работал только в области графики. Создал более 10 тысяч графических работ, проиллюстрировал не менее 40 книг. Вышло несколько тематических альбомов, имеющих не только художественное, но и историческое значение, - «Московский Кремль в XVII веке». «Архитектурный пейзаж», «Старая Москва», «Москва и Петербург Пушкина в графике Э. Бернштейна», «Москва - Крым».

Свою родную страну он объездил с севера до юга, с запада до востока, делая везде натурные зарисовки. В работе над гравюрами он испробовал разные техники: и оригинальные – это акварель, тушь, пастель, и печатные – линогравюра, автолитография, офорт.

Было время, когда перед Бернштейном стоял выбор: заниматься ли архитектурой или же реализовать себя в художественном искусстве. Он предпочел графику, как изобразительное искусство более доступное людям. До настоящего времени не было ни одного художника, который с такой тщательностью, точностью и красотой создавал бы зарисовки архитектурного пейзажа подобно Э. Бернштейну.

Особенность изобразительного метода Эммануила Борисовича прежде всего, в нетрадиционном выборе места, откуда он пишет. Каждый рисунок от начала и до конца выполняется на месте и один раз. Процесс этот занимал час-два, иногда и более. Художник стремился зафиксировать и передать неповторимость первого впечатления. Где бы ни бывал художник, он запечатлел на своих графических листах местные достопримечательности и уголки природы весьма лаконично и убедительно. Он удивлял графическим изыском и точностью, как говорят архитекторы, «лихостью».

Скончался Эммануил Бенционович в 2003 году (г. Москва). Несмотря на то, что художник умер уже в 21-м веке, информации о нём сохранилось крайне мало — нет даже точной даты его смерти.

Его работы находятся более чем в сорока художественных хранилищах мира. Его графические произведения находятся в Государственной Третьяковской галерее, Музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Музее архитектуры им. А.В.Щусева, Государственном Русском музее, Государственном литературном музее им. А.М.Горького в Москве, Государственной библиотеке им. В.И.Ленина, Музее истории и реконструкции Москвы, Музее истории в Санкт-Петербурге, Всесоюзном музее А.С.Пушкина в г. Пушкин, Рязанском художественном музее, картинных галереях и музеях Нижнего Новгорода, Минска, Львова, Перми, Вологды, Норильска, Брянска, Музее Бодеум в Германии, Национальной библиотеке Лондона, частных собраниях в России и зарубежья.

Одна из самых любимых тем Эммануила Бернштейна — интерьеры Большого театра. Многие шедевры художник писал без мольберта, на стульчике, используя тушь и акварель. Это очень коварный материал, которым рисуют сходу, без исправлений. Такой техникой владеют только профессионалы.

Об этом замечательном художнике можно говорить бесконечно. География его произведений обширна. Им создано более десяти тысяч работ — Москва, Подмосковье, Русский Север, Пермь, Нижний Новгород, Поволжье, Кавказ, Прибалтика, Чехословакия, Швейцария, Израиль, Германия и многое другое.

На открытии выставки присутствовал сын Т.И. Моргуновой Юрий Вадимович Прокопец, наследник частного собрания, предоставивший на выставку 37 работ, продолжатель дела своей мамы – пропаганда творчества Э. Бернштейна. Инициатором организации выставки в музее стал Цыганков Олег Борисович, коллекционер, пополнивший музейное собрание двумя работами художника. Спасибо большое всем, кто пришёл на презентацию выставки. Кто помог организовать выставку. Спасибо за тёплые слова, и за действительно искренний интерес.

Выставка будет работать до 10 июля 2024 г.

12+

Наталья Толкачева,

заведующая отделом современности МБУК «АХКМ»