• ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Поиск

Поиск

2023-01-20 11:00:00 ·

Далеко ли уедем?

Далеко ли уедем?

«Значительно выросли цены на ГСМ, страхование, технический осмотр, запасные части и работы. В среднем издержки за два года увеличились на 70-80 процентов…». «Нынешняя ситуация негативно сказывается на деятельности предприятия и может привести к его закрытию…». 

Сразу серию писем от ключевых перевозчиков, работающих на городских маршрутах в Туле и межмуниципальных маршрутах в области, получил на этой неделе региональный Минтранс.

Руководители компаний настаивают: из-за отсутствия ежегодной индексации стоимости проезда рентабельность перевозок стремительно падает, а потому и просят существенно увеличить расценки: в Туле – аж на 10 рублей.

Но в министерстве на слово верить не привыкли. Там обещают во всем досконально разобраться.

– Мы проведем анализ этих обращений и в диалоге с компаниями будем вырабатывать решение, – комментирует письма глава минтранса Родион Дудник.

В то время как во многих регионах тарифы на проезд в общественном транспорте индексируют на уровень инфляции ежегодно, в нашей области они действительно не менялись с марта 2021 года. А до того стоимость и вовсе удерживали неизменной аж в течение 6 лет – с 2015 года.

Потому-то два года назад транспортники так же обращались в профильное министерство с письмами, в которых поясняли, что ситуация близка к критической и «балансировать экономически, когда цены на топливо, коммунальные платежи, содержание инфраструктуры серьезно выросли, а плата за проезд осталась прежней, практически невозможно».

В Тульском региональном транспортном союзе тогда заявляли, что если не пересмотреть стоимость проезда, то «завтра мы просто перейдем точку невозврата по пассажирскому транспорту».

– За те 6 лет, что тариф не повышали, только в Туле число автобусов малой вместимости сократилось с полутора тысяч до трехсот пятидесяти, – рассказывает замдиректора Тульской транспортной компании Александр Васильчиков.

«Если же решение будет принято, предприятия начнут возрождаться. Люди станут возвращаться в бизнес, который сейчас невыгоден. Когда понимаешь, что есть прибыль – можно развиваться. И тогда многие вернутся на маршруты» – заверяли в 2021 году в транспортном союзе. Правда, тогда перевозчики, войдя в раж, просили сразу поднять стоимость проезда с 20 до 30 рублей. Но, в правительстве, пыл остудили и, проанализировав ситуацию, остановились на золотой середине – 25 рублей за наличный расчет.

Так что же произошло за последние два года в системе пассажирских перевозок? 

История возрождения

Как показала практика, в транспортном союзе оказались недалеки от истины, обещая прогресс с ростом стоимости перевозок. И вот на маршруты стали выходить новые машины.

– Для примера: с 2021 года тариф подняли, и мы за это время смогли на 75 процентов обновить автопарк, – замечает Васильчиков. – Приобрели 103 машины на 50 миллионов рублей.

Да и самих маршрутов в области стало больше: в минувшем году открылись еще 14, которые обслуживают 16 населенных пунктов. Теперь область пронизывают 534 транспортных нити.

Машины сегодня оснащены тахографами – системой, отслеживающей режим труда и отдыха водителей, спутниковой навигацией ЭРА-ГЛОНАСС, терминалами для безналичной оплаты проезда и видеонаблюдением в салонах, как того требует федеральное законодательство...

– С внедрением интеллектуальной транспортной системы, с оснащением транспортной сети новыми техническим средствами, появилась возможность контролировать транспортные потоки и улучшать управление транспортом в целом, – замечает Игорь Агуреев. 

Кто на новенького

Все это, с одной стороны, безусловно, радует пассажиров, но и приводит к увеличению расходов компаний – с другой. Установка одних только видеокамер обошлась транспортникам в 7,5 миллиона рублей. Да и последние два года в контрактах по регулируемому тарифу, которые региональный минтранс заключает с перевозчиками каждые полгода, прописано, что не менее половины всех машин автопарка должны быть не старше 5 лет.

С середины нынешнего года правительство намерено перейти на долгосрочные договоры с перевозчиками. Но, за такую гарантированную уверенность в завтрашнем дне предприниматели должны будут взять на себя еще более серьезные обязательства – довести парк авто моложе 5 лет до 75 процентов.

Впрочем, уже и сегодня в регионе 77 процентов подвижного состава, что работают с льготниками – не старше этого возраста. 

Разговор за жизнь

А вот до 2021 года нового транспорта практически не было. И это понятно: в условиях неизменного тарифа обновляться – задача почти непосильная. Да и как развиваться, когда требований становится год от года больше, а средств, на их исполнение – меньше, ведь и инфляцию никто не отменял.

То же топливо с позапрошлого года подорожало на 21 процент, электричество, которым кормятся троллейбусы и трамваи – на 9,2 процента, а, к примеру, кассовая лента выросла в цене аж в три раза. Цены на запчасти для машин тоже не остались стоять на месте. А нужно находить деньги на то, чтобы ремонтировать механизмы, «освежать» салоны транспорта, обновлять подвижной состав.

Отдельная тема для разговора – поддержание должного уровня заработной платы водителей и обслуживающего персонала. Москва-то, что называется, под боком.

– Если зарплата не растет, то столица как пылесосом выкачивает кадры из транспортной отрасли региона, – говорит председатель Тульской областной организации работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Олег Лесников. – Ведь, понятно, что там, где платят больше, условия лучше, туда и работник стремится. Прежде всего, речь идет об опытных водителях.

Нехватка кадров может привести к тому, что далеко не весь транспорт, каким-бы новым он ни был, будет отправляться в рейс. И кто, прежде всего, останется недоволен – вопрос риторический: конечно, пассажир!

А кроме того, дефицит опытных шоферов заставляет говорить о безопасности перевозок. Так что создавать достойные условия труда на автотранспортных предприятиях, заниматься переподготовкой водителей, участвовать в конкурсах профессионального мастерства – все это и многое другое требует средств.

– Согласитесь, за прошедшие два года тарифы поднялись на все, кроме проезда в транспорте, – делает ремарку Васильчиков. – Потому мы и обратились в правительство региона с просьбой, пересмотреть расценки. 

Любишь кататься…

Иными словами, не повышая стоимость проезда, нельзя говорить о развитии отрасли.

Правда, как подчеркивает доктор технических наук Агуреев, чтобы это было действительно развитие, игра не должна идти краплеными картами, читай – расчет пассажиров с водителями обязан быть безналичным. Только тогда можно гарантировать, что все доходы, которые перевозчик получает за свои услуги, будут учтены.

Возвращаясь же к разговору о стоимости, сейчас Тульская область в числе регионов ЦФО с самыми низкими расценками на проезд в общественном транспорте. В городских автобусах, трамваях и троллейбусах – на 12 месте, на пригородных маршрутах – на 13.

Но, как замечают острословы, можно, конечно, долго радоваться положению тарифных аутсайдеров, но это если любить ходить пешком, а вот чтобы ездить с комфортом, тут следует вспомнить разные отечественные поговорки и, в первую очередь, про то, что нужно любить тем, кто любит кататься.